Пожарная безопасность для локомотивных бригад. Порядок действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации

Главная / Идеи 

Причины возникновения пожаров на тепловозах связаны с возможными повреждениями дизеля или электрического оборудования, а также с неправильным их обслуживанием. Дизель сам по себе представляет объект повышенной опасности ввиду высоких температур его основных узлов и наличия в его системах горючих материалов (топливо, масло) и возможности их утечек. Однако причиной загорания может служить только какое-либо нарушение его нормального технического состояния. Так, пробой газов в картер (из-за прогорания днища поршня) может привести к взрыву паров масла и выбросу его из картера в дизельное помещение. Опасным в пожарном отношении является попадание масла при неисправностях в системе смазки на неизолированные части выпускных коллекторов и глушителей дизеля, имеющих высокую температуру.

Попадание масла на детали электрического оборудования тепловоза также может привести к загоранию. Кроме того, и сами электрические приборы могут быть причиной пожара при их неправильном содержании (искрение машин и аппаратов, замыкание на корпус, переброс дуги, замасливание проводов и контактов, использование нетиповых предохранителей или несоответствующих сопротивлений и т. д.).

Особенностями развития пожаров на тепловозах являются возможности их скрытого и быстрого распространения под полом дизельного помещения при наличии там загрязнений и остатков обтирочных материалов. Повышенная опасность загорания тепловоза на линии при движении с поездом требует обязательного его оснащения противопожарными средствами.

Противопожарное оборудование тепловозов обычно состоит из стаТаблица 12.1

ционарной установки для тушения пожара, переносных огнетушителей и системы автоматической пожарной сигнализации для быстрого обнаружения пожара.

Наличие противопожарного оборудования на современных тепловозах указано в табл. 12.1.

Установка для тушения пожара, применяемая на магистральных тепловозах, по принципу действия является воздухопенной. Она состоит (рис. 12.9) из резервуара 4 объемом 290 л, двух смесителей 3 со шлангами и трубопроводов. В резервуар, расположенный в задней части дизельного помещения под крышей (тепловоз 2ТЭ10В) или на полу (ТЭЗ), заправляется 270 л воды и 11,6 л пенообразователя П01 (4 % общего объема раствора). Получаемый огнегасительный раствор обладает кратностью выхода пены 25-35, т. е. выход пены при полном использовании раствора составляет от 7000 до 10 000 л. Установка подключена через краны 1 к воздушной системе тепловоза. Открытие любого из кранов приводит к включению в действие смесителей.

Воздух, проходя через кран 1 и клапан максимального давления 5, отрегулированный на давление 0,25-0,28 МПа, попадает в резервуар 4 и выжимает раствор к смесителям 3 через шланги 2.

Одновременно по другим трубопроводам через клапан максимального давления 6", отрегулированный на давление 0,15-0,16 МПа, сжатый воздух поступает непосредственно к смесителям, где при открытом кране смесителя поток жидкости распыли-вается воздухом в диффузоре с интенсивным образованием пены. На раструбе диффузора смесителя установлено кольцо с мелкой сеткой, усиливающей распыление и пено-образование раствора. Цилиндрический наконечник смесителя облегчает направление струи на объект пожара.

Длина струи пены из смесителя достигает 4-5 м. Время работы установки через один смеситель 10-12 мин, через два-вдвое меньше.

Установка может быть использована для тушения пожаров не только на тепловозе, но и вблизи железнодорожного пути (насколько позволяет длина шлангов и дальнобойность струи).

Система автоматической пожарной сигнализации на тепловозах состоит из термодатчиков - тепловых извещателей и средств сигнализации. Датчиками служат терморезисторы, обладающие свойством релейного эффекта. Схема построена на срабатывание датчиков при температуре + 90±10 °С. Датчики размещены в наиболее пожароопасных местах тепловоза (18 шт. в дизельном помещении, 2 шт. в правой и 1 шт. в левой высоковольтных камерах). Средством сигнализации служит сигнальная коробка в кабине над столиком помощника машиниста. Она имеет четыре сигнальные лампы, указывающие на место пожара (дизельное помещение и высоковольтные камеры первой и второй секций), и две кнопки для проверки исправности системы. Одновременно с загоранием сигнальной лампы включается звуковой сигнал, в качестве которого используется зуммер боксования.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 27 апреля 1993 г. N ЦТ-ЦУО-175

(В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения и требования пожарной безопасности находящихся в эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Вся вновь издаваемая эксплуатационная и ремонтная документация в части пожарной профилактики и использования существующих видов пожарной техники на локомотивах и моторвагонном подвижном составе должна строго соответствовать настоящей Инструкции. При разработке и внедрении новых видов пожарной техники ее применение осуществляется по технической документации разработчиков до внесения в настоящую Инструкцию.
1.2. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов и моторвагонного подвижного состава несут:
машинисты - за принятые ими локомотивы и моторвагонный подвижной состав;
начальники депо - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, приписанные к депо;
начальники дорог и начальники отделений дорог - за состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава соответственно дороги и отделения дороги;
главные инженеры ремонтных заводов - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, находящийся в ремонте.
1.3. На основе настоящей инструкции, с учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых в депо локомотивов, моторвагонного подвижного состава и применяемых на них средств пожаротушения, разрабатываются конкретные инструкции для каждого типа (серии) локомотива, моторвагонного подвижного состава, которые согласовываются со службой ведомственной охраны дороги, утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства и вывешиваются в депо в установленных для этого видных местах. Ответственность за их выполнение несут начальники депо и их заместители. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.4. Требования настоящей инструкции должны учитываться при разработке правил технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов для каждого конкретного типа (серии) локомотива и моторвагонного подвижного состава.
1.5. Начальники депо и директора ремонтных заводов на основе анализа предыдущей работы и имевших место пожаров ежегодно разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению пожарной опасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также назначают приказами ответственных за проведение пожарно-профилактических мероприятий, предусмотренных настоящей инструкцией, при технических обслуживаниях и ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
1.6. Начальники депо разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения машинистов и помощников машинистов, которые должны охватывать:

правила пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
обязанности локомотивной бригады при приемке, эксплуатации и сдаче локомотивов или моторвагонного подвижного состава в части пожарной безопасности;
меры и технические средства по предотвращению и своевременному обнаружению пожара;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации.
1.7. Начальники депо и директора ремонтных заводов разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны содержать:
основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
требования правил пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе при производстве технического обслуживания и ремонта;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации, методы их ремонта и меры безопасности при их обслуживании и ремонте;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения.
1.8. Программы обучения должны быть разработаны на основе конкретных материалов, относящихся к фактически эксплуатируемым или ремонтируемым локомотивам и моторвагонному подвижному составу в данном депо или заводе.
Для раскрытия тем, предусмотренных программой обучения, следует использовать натурные образцы, учебные модели и макеты, схемы, плакаты, планшеты с рисунками, фотографии, а также технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).
1.9. Начальники депо и директора ремонтных заводов по согласованию со службой ведомственной охраны дороги своими приказами должны установить:
а) порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума;
б) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения учебы по утвержденной программе;
в) перечень работников, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны проходить обучение. Машинисты и помощники машинистов проходят обучение все без исключения. Машинисты и помощники машинистов моторвагонного подвижного состава, ранее в отопительный сезон не работавшие, должны пройти обучение до его начала;
г) место обучения по программе пожарно-технического минимума;
д) перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.10. По окончании изучения пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава у машинистов и помощников машинистов, а также у работников, связанных с ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должны быть приняты зачеты.
Результаты зачетов оформляют протоколом (актом). Не сдавшие зачетов, к работе не допускаются.
1.11. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава возлагается на руководящий состав службы ведомственной охраны дороги, а учет охваченных учебой - на лиц, назначаемых начальниками депо и директорами ремонтных заводов.
В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у
1.12. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов в локомотивных депо с локомотивными и ремонтными бригадами, а также с другими работниками, связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов и моторвагонного подвижного состава, по вопросам пожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.

2.1. Правила пожарной безопасности

2.1.1. В кабинах машинистов, дизельных помещениях, высоковольтных камерах, аппаратных камерах и других служебных помещениях локомотивов и моторвагонного подвижного состава запрещается хранить и провозить посторонние предметы. Служебные помещения и все узлы локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны постоянно содержаться в чистоте.
В кабинах машинистов должны быть установлены и закреплены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.
2.1.2. Смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы, как чистые, так и загрязненные - в металлических ящиках, ведрах с крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в строго определенных местах служебных отделений или в специальных подкузовных ящиках.
2.1.3. Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в полной исправности.
Сечения токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
Входы кабелей, силовых и низковольтных проводов и электрических аппаратов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями чертежей и правилами ремонта.
Места электрических соединений должны иметь надежные контакты. Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.
2.1.4. При обесточивании по каким-либо причинам отдельных участков электрической цепи электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.
2.1.5. Электрические провода и отдельные детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.
2.1.6. Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.
2.1.7. Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.
2.1.8. Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
В дизель- и электропоездах внутренние части тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на длине 1,5 м от камер должны быть надежно изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
2.1.9. Следует обращать особое внимание на то, чтобы кожухи электропечей и места подвода к ним электрических проводов были очищены от посторонних предметов и мусора.
2.1.10. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Конкретные сроки очистки устанавливаются в каждом депо в зависимости от типа локомотива (моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.
2.1.11. Для изготовления гибких соединений вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитных рукавов силовых кабелей следует применять негорючий или трудногорючий материал, сохраняющий свои свойства в процессе эксплуатации.
2.1.12. Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава. Провозить в вагонах опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.) запрещается. В салонах вагонов разрешается провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 л.
2.1.13. Подтекание масла или топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
2.1.14. Очистка от нефтепродуктов крыш, пространства под половицами дизельного помещения, поддонов и других емкостей специально предназначенных для сбора нефтепродуктов, очистка глушителей и искрогасителей от нагара, проверка и очистка дренажных труб тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должны производиться согласно требованиям соответствующих правил ремонта и технического обслуживания.
2.1.15. Наполнение топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должно производиться ниже верхнего его уровня не менее чем на 50 мм, имея в виду свойство топлива расширяться при повышении температуры наружного воздуха и при включении топливоподогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива.
Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива.
После набора топлива пробки баков должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.
2.1.16. На тепловозах, в машинных отделениях дизель-поездов и автомотрис, кроме того, запрещается:
а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);
б) курить в дизельном помещении и вблизи аккумуляторных батарей;
в) сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;
г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;
д) промывать бензином и керосином кузов и агрегаты.
2.1.17. У тепловозов, дизель-поездов и автомотрис, где конструкцией выпускной системы дизеля предусмотрена установка искрогасительных устройств, последние должны быть исправны, а сетки не иметь прогаров. В установленные сроки должна производиться их очистка от несгоревших частиц и нагара, а также регулирование обеспечивающих эжекцию и зазоров, которые должны соответствовать чертежам.
2.1.18. Паровозы, работающие на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для смачивания угля. Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в местах соединений отбойных и других листов между собой, в местах крепления сетки, возле конуса, парорабочих труб и т.д. более 2 мм, а также сеток с размерами ячеек, не соответствующими чертежам, не допускается.
Чистка топок с выбрасыванием шлака при движении поезда и в неустановленных местах запрещается.
2.1.19. Паровозы, работающие на жидком топливе, оборудуются запорными приспособлениями возле нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.
2.1.20. На паровозах запрещается;
а) захламлять будку машиниста и тендер обтирочными и другими горючими материалами;
б) применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;
в) оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи и изгари дымовые коробки;
г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;
д) завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;
е) оставлять неубранным пролитое топливо;
ж) нарушать порядок операций по пуску или прекращению работы форсунки и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.
2.1.21. Запрещается эксплуатировать локомотивы и моторвагонный подвижной состав:
а) с нарушением требований настоящего подраздела (2.1);
б) с неисправностями перечисленными в п.12.4 Правил технической эксплуатации и записанными в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152);
в) с неполным комплектом или неисправными средствами пожаротушения и пожарной сигнализации.
2.1.22. Установка печей для обогрева помещений проводников, сопровождающих локомотивы и моторвагонный подвижной состав, пересылаемый в недействующем состоянии, с отступлениями от утвержденной конструкторской документации запрещается.
2.2. Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализации

2.2.1. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с таблицей настоящей инструкции.
2.2.2. Тепловозы с кузовом вагонного типа, моторные вагоны дизель-поездов и автомотрис, кроме того, оборудуются установками пожаротушения в соответствии с конструкторскими документами, утвержденными в установленном порядке. Если в силу объективных причин установка пожаротушения на них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом, в исключительных случаях допускается временная эксплуатация по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая. При этом дополнительно к огнетушителям, указанным в таблице, магистральные тепловозы с кузовом вагонного типа должны укомплектовываться порошковым или CO-огнетушителями вместимостью не менее 5 л, а дизель-поезда и автомотрисы - двумя порошковыми или CO-огнетушителями вместимостью не менее 5 л

2.2.3. Магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы (пуск установки и процесс пожаротушения без участия человека).
2.2.4. Вагоны моторвагонного подвижного состава, салоны которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм (видеосалоны), оснащаются дополнительными средствами пожаротушения. Дополнительные средства пожаротушения и их размещение должны соответствовать конструкторским документам и техническим условиям, специально разработанными для переделки вагона данного типа дизель-поезда или электропоезда и утвержденными в установленном порядке.
2.2.5. Тепловозы, работающие на сжиженном и сжатом природном газе, обеспечиваются средствами пожаротушения в соответствии с требованиями технических условий на данный тепловоз.
2.2.6. Паровозы, подаваемые под поезда с разрядным грузом, дополнительно к средствам пожаротушения, приведенным в таблице, оснащаются двумя огнетушителями: пенными вместимостью по 10 л или порошковыми вместимостью не менее 5 л каждый.
2.2.7. Основные типы огнетушителей, рекомендуемых для укомплектования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, и их тактико-технические характеристики приведены в приложении 1*.

________________

* Приложения не приводятся.
Укомплектование должно производиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указаниями даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя. Допускается укомплектование огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержание нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.
2.2.8. На электровозах, электропоездах, а также на паровозах, работающих на жидком топливе, пожарные ведра должны быть наполнены сухим песком.
2.2.9. На дизель-поездах огнетушители и ведра разрешаются* равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.

________________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
2.2.10. На электропоездах огнетушители и пожарный инвентарь размещаются поровну в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент - в подвагонных ящиках.
2.2.11. На трехвагонных электросекциях огнетушители и пожарный инвентарь размещаются в служебных помещениях моторного вагона, а пожарный ручной инструмент - в подвагонных ящиках.
2.2.12. Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов и автомотрис оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, а салоны дизель-поездов и электропоездов - системой "Сигнал" связи с машинистом.
2.2.13. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав в соответствии с указаниями МПС должны проходить модернизацию по оборудованию установками пожаротушения и средствами оповещения о пожаре или замене существующих более совершенными по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2.14. В кабинах машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.

6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРВ)

6.2. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава необходимо выполнять следующие требования пожарной безопасности:

а) хранить баллоны с хладагентом, в том числе и пустые, только в установленных инструкцией местах;

б) ежедневно проверять исправность масляных и топливных трубопроводов. При обнаружении течи немедленно устранять неисправность, а разлитую жидкость собирать и удалять из вагона;

в) не допускать накопления горючесмазочных материалов, обтирочных концов в поддонах, установленных под дизель-генераторами;

г) исключать попадание дизельного топлива и масла на изоляцию проводов и на другие узлы и детали электрооборудования;

д) в сроки, установленные для технического обслуживания электрооборудования, проверять исправность включения аппаратов, отсутствие заеданий подвижных частей, надежность крепления аппаратов и присоединенных к ним проводов, исправность дугогасительных камер.

6.3. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава запрещается:

а) применять для растопки котла и кухонной плиты, работающих на угле, горючие жидкости, а также складывать легковоспламеняющиеся материалы вблизи отопительных приборов;

б) курить в машинном, дизельном и аккумуляторном отделениях, а также вблизи аккумуляторных батарей и в период заправки топливом и хладагентом;

в) применять временную электропроводку и устанавливать нетиповую или не соответствующую данной цепи по току срабатывания аппаратуру защиты;

г) развешивать спецодежду и другие предметы на электродвигателях, дизелях, выпускных трубах дизелей и электроотопительных приборах;

д) складывать какие-либо предметы в электрораспределительных шкафах (аппаратных);

е) запускать дизели во время экипировки поезда (секции) дизельным топливом;

ж) держать открытыми двери одновременно между дизельным и щитовым помещениями, а также между щитовым помещением и кухней при работе плиты или котла отопления и дизеля.

6.4. Обязанности бригады поезда при пожаре определяются инструкцией по эксплуатации рефрижераторного подвижного состава.

7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды

7.1. Устройство и оборудование вагонов-клубов и технической пропаганды производятся только по чертежам или типовым проектам, согласованным с пожарной охраной.

7.2. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 6 "Цельнометаллические вагоны пассажирских поездов", соответственно распространяются на вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды.

7.3. Количество запасных выходов из зрительных, лекционных и т.п. отделений вагона должно быть не менее двух, не считая выходы через тамбуры.

Устройство одного выхода допускается при наличии в зале (отделении) не более 30 посадочных мест. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться по направлению выхода из вагона. Ширина дверей должна быть не меньше 1 м.

7.4. Киноаппаратные должны быть отделены от зрительных, лекционных и т.п. помещений противопожарной перегородкой, изолированной кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм, и иметь самостоятельный выход наружу.

7.5. Стены, полы, потолки киноаппаратной обиваются листовой сталью по негорючему изоляционному материалу. Отделение киноаппаратной оборудуется фильмостатами или специальными металлическими ящиками с крышками для хранения фильмокопий.

7.6. Работники киноустановок два раза в год должны проходить проверку знаний правил пожарной безопасности, о чем делается соответствующая запись в талоне по технике пожарной безопасности.

7.7. Освещение допускается только электрическое (в том числе от аккумуляторных батарей) с закрытыми светильниками.

7.8. Обрывки и обрезки кинопленки должны складываться в специальный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

7.9. Для обслуживающего персонала вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды разрабатывается инструкция с указанием конкретных действий по предупреждению пожаров и в случае их возникновения.

8. Вагоны с видеосалонами

8.1. Переоборудование вагонов-ресторанов, межобластных вагонов и купейных вагонов постройки с 1960 по 1989 гг. осуществляется в соответствии с требованиями и проектной документацией "Положения о вагонах с видеосалонами" (N 577-ЦЛ-90РД).

8.2. Документом, разрешающим вагону с видеосалоном обращаться на сети железных дорог в составе скорых и пассажирских поездов, является акт ввода в эксплуатацию, зарегистрированный в Главном пассажирском управлении МПС (ЦЛ).

8.3. Для приемки вагона в эксплуатацию создается комиссия, в состав которой входят представители:

руководства предприятия, эксплуатирующего вагон;

руководства предприятия, владеющего вагоном;

руководства службы ведомственной охраны дороги;

руководства пассажирской службы дороги.

После приемки акт отсылается в Главное пассажирское управление МПС. Переоборудованному вагону присваивается регистрационный номер ЦЛ, который заносится в акт.

8.4. При переоборудовании вагонов допускается дополнительно, по согласованию с пожарной охраной, устанавливать полки, кронштейны под видеотехнику, демонтировать перегородки для оборудования видеозалов в купейных вагонах; в вагонах-ресторанах устанавливать барные стойки, витрины, холодильники, фризеры, сокоохладители.

8.5. Дополнительная мебель (кресла, сиденья и т.п.) должны крепиться к полу, перегородкам, стенам.

8.6. Вместимость (количество посадочных мест) видеозалов должна соответствовать требованиям Положения (см. п.8.1).

8.7. Электрооборудование вагонов с видеосалонами должно соответствовать требованиям Положения (см. п.8.1), при этом должны быть выполнены следующие основные требования пожарной безопасности:

а) пускозащитные и измерительные приборы устанавливать в специальных металлических щитах. Место установки щита обить кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм;

б) вся токоведущая проводка должна быть проложена в металлорукавах и металлических трубах. Коаксиальные кабели для передачи видеосигнала допускается прокладывать без механической защиты;

в) все электромонтажные провода от одного места соединения до другого должны быть целыми, без повреждения изоляции. Соединения проводов-клеммные, применение скруток и спаек проводов не допускается;

г) монтажные провода должны быть собраны в жгуты, скрепленные бандажами;

д) металлические корпуса электрооборудования должны иметь заземляющие зажимы, присоединение заземляющих проводников к корпусам электрооборудования должно быть выполнено резьбовым соединением, металлорукава и трубы для прокладки проводов должны быть заземлены на металлоконструкцию вагона;

е) для монтажа применять марки проводов, предусмотренные Положением.

8.8. В состав видеосистем входят:

видеомагнитофон (отечественный или импортный);

телевизор один или несколько, последних лет выпуска, имеющий импульсный стабилизатор напряжения;

декодер ПАЛ/СЕКАМ;

контрольно-распределительное устройство.

При недостаточном уровне звука допускается применять усилительные акустические системы.

8.9. Составные части видеосистемы устанавливаются на полки, столы, проложенные листовой резиной 10 - 20 мм, и крепятся кронштейнами, скобами, другими устройствами, защищающими от падения.

8.10. Вновь устанавливаемые деревянные конструкции и детали вагона должны быть пропитаны антипиренами, в соответствии с требованиями ГОСТ "Вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов".

8.11. Вагон должен быть оборудован установкой пожарной сигнализации. Датчики пожарной сигнализации должны быть во всех помещениях, кроме тамбуров и туалетов.

8.12. Вагон должен быть оборудован огнетушителями ОУ-5 или ОП-5, которые устанавливаются в просмотровом зале, купе оператора, аппаратной дополнительно к огнетушителям, входящим в комплект экипировки вагона, согласно действующим нормам.

8.1З. Помещения, в которых устанавливаются телевизоры, должны быть укомплектованы противопожарной тканью размером 2 x 2 м (грубошерстной или асбестовой).

8.14. Во всех помещениях применение электронагревательных приборов (плиток, чайников, самоваров, кипятильников), кроме входящих в комплект оборудования вагонов, а также курение и применение открытого огня категорически запрещается. Об этом должны оповещать таблички с четкими надписями и знаками.

8.15. Все окна в вагоне с видеосалоном должны быть оборудованы под аварийные выходы, за исключением тех, которые находятся в непосредственной близости от возможных очагов пожара (телевизоров, электрощитов). Должен быть обеспечен свободный доступ к аварийным выходам.

Переоборудование производится при капитальном ремонте (КР-2) по проекту ПКБ ЦВ.

На стекле аварийного выхода (окна) или рядом с ним яркой красной краской наносится надпись "Аварийный выход" и стрелка, указывающая направление открывания окна. Временно допускается рядом с окнами, выбранными под аварийные выходы, устанавливать на специальных кронштейнах молотки, окрашенные в красный цвет, для разбивания стекла в окнах при пожаре.

8.16. Видеокассеты должны храниться на стеллажах или в шкафах, изготовленных из несгораемых материалов.

8.17. Вагоны, не имеющие огнестойких перегородок между служебным отделением и салоном, должны быть оборудованы такими перегородками в соответствии с чертежами ПКБ ЦВ.

8.18. Дверь в коридоре, примыкающая к огнестойкой перегородке, должна быть оборудована жаростойким стеклом.

8.19. Вагоны должны быть оборудованы пожарными кранами для подключения инвентарного шланга в котельном отделении и в туалете нетормозного конца.

8.20. Запирать переходные тамбурные двери на заглушки и выходы из салона во время просмотра видеофильмов не допускается.

8.21. Специализированное оборудование вагонов с видеосалонами (видеомагнитофоны, телевизоры и т.п.) должно эксплуатироваться в полном соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

8.22. Спецоборудование не должно устанавливаться вблизи приборов отопления, в нишах или местах, не имеющих достаточного воздухообмена. Запрещается закрывать вентиляционные отверстия в крышках, стенках, днищах и корпусах оборудования.

8.23. Линии питания спецоборудования видеосалона должны быть выполнены отдельно от линий других потребителей электроэнергии и иметь собственные отключающие устройства, расположенные в доступном для обслуживающего персонала месте.

8.24. Для каждой единицы спецоборудования на месте ее установки должна быть предусмотрена индивидуальная розетка, смонтированная в месте, доступном для быстрого отключения оборудования от сети.

8.25. В спецоборудовании видеосалонов должны применяться только стандартные предохранители, номинальные токи которых предусмотрены руководством по эксплуатации этого оборудования заводов-изготовителей.

8.26. Запрещается оставлять без присмотра включенное спецоборудование. Длительное время не работающее оборудование должно быть отключено от сети. Устанавливать телевизоры на путях эвакуации запрещается.

8.27. Все установленное спецоборудование должно быть заземлено, а места установки телевизоров обиты кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм.

8.28. При любых аварийных ситуациях (искрение, перегрев, запах дыма и т.п.) немедленно отключить спецоборудование и сообщить начальнику поезда.

При возникновении пожара обслуживающий состав вагона и поездная бригада должны действовать в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" и местной инструкции о мерах пожарной безопасности в вагонах с видеосалонами.

8.29. Лица, допущенные к обслуживанию вагона, должны пройти пожарно-техническую подготовку по специальной программе. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программе обучения, к работе не допускаются.

8.30. Лица, допущенные к обслуживанию вагона, являются ответственными за его пожарную безопасность.

9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда

9.1. Внутренние конструкции кузовов вагонов-насосных, штабных вагонов для отдыха должны соответствовать проекту.

9.2. Производить в вагонах перепланировку без согласования с пожарной охраной, отделывать стены и потолки горючими материалами не допускается.

9.3. Стены, потолки, пол и двери машинного отделения (отделения для установки двигателей внутреннего сгорания) должны быть защищены листовым железом по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.

9.4. Выход из машинного отделения должен устраиваться непосредственно наружу или в тамбур с выходом наружу.

9.5. Двигатели внутреннего сгорания (пожарные мотопомпы) должны устанавливаться на металлическом поддоне.

9.6. Выхлопные трубы от двигателей по всей длине следует заключать в металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха или изолировать негорючим материалом. В местах пропуска выхлопной трубы наружу через пол, стену или потолок устраиваются типовые разделки с изоляцией деревянных конструкций кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу.

9.7. Переоборудование типовой схемы отопления вагонов на комбинированное допускается только по специально разработанному проекту при согласовании с органами пожарного надзора и энергонадзора.

9.8. Установка газовой плиты на кухне допускается при наличии согласованного с пожарной охраной проекта. При этом газовый баллон должен быть установлен в наружном тамбуре, а трубопровод для подачи газа проходить под вагоном.

9.9. Электроплитки на кухне должны иметь закрепляющие устройства.

9.10. Стена, примыкающая к газовой плите (электроплите), должна быть защищена несгораемым экраном.

9.11. Запас горючего в металлической герметически закрытой таре в вагоне насосной (и других вагонах с двигателями внутреннего сгорания) может храниться только в типовых металлических ящиках под вагоном, имеющих дверцы с притворами, не вызывающими искр при резком закрытии. Бочки или канистры с горючим должны быть надежно закреплены в ящиках. Не допускается хранение в ящиках каких-либо других предметов и материалов.

9.12. Непосредственно в отделении двигателей внутреннего сгорания вагона-электростанции хранение горючего допускается в пределах емкости типового топливного бака двигателя.

9.13. Все топливомаслопроводы должны иметь надежные соединения, исключающие подтекание топлива и масла.

9.14. Заправка двигателей горючим производится только при дневном свете и при остановленном холодном двигателе.

9.15. Пролитое топливо или масло должно немедленно убираться. Обтирочный материал допускается хранить только в пределах сменной потребности.

9.16. Для курения в вагонах должны быть определены специально оборудованные места.

9.17. Для поездов, в состав которых входят вагоны с двигателями внутреннего сгорания, должны составляться местные инструкции по мерам пожарной безопасности.

9.18. В вагонах с установками двигателей внутреннего сгорания запрещается:

а) курить (кроме специально выделенных помещений) и пользоваться открытым огнем;

б) хранить промасленные обтирочные материалы, а также оборудование, предметы и материалы, не предусмотренные технологией проведения работ;

в) допускать подтекание масла из гидросистем подъемных устройств;

г) хранить запас топлива, кроме заполненных расходных баков;

д) оставлять работающий двигатель без надзора;

е) работать на неисправных двигателях, с течью топлива или смазки;

ж) заполнять переносные емкости из бочек с запасом бензина путем перелива (для этой цели должен быть специальный ручной насос).

10. Вагоны-магазины

10.1. Оборудование железнодорожных вагонов под магазины производится по чертежам (типовым проектам), согласованным с пожарной охраной.

10.2. Типовые правила пожарной безопасности для предприятий торговли соответственно распространяются на вагоны-магазины.

10.3. Отопление вагонов-магазинов допускается водяное, освещение электрическое с закрытыми светильниками.

10.4. В котельной и в служебных отделениях при установке кухонной плиты стены, пол и потолок защищаются кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.

При устройстве и эксплуатации кухонной плиты и котлов отопления должны соблюдаться требования, изложенные в соответствующих разделах данных правил.

Вагоны-магазины должны эксплуатироваться в технически исправном состоянии и содержаться в чистоте.

10.5. Доставка осветительного керосина на линейные станции должна производиться в специально оборудованных вагонах (вагонах-цистернах).

10.6. В вагонах-магазинах запрещается:

а) оставлять без надзора топящиеся котлы и кухонные плиты;

б) пользоваться примусами, электроплитками, керосинками, керогазами, спиртовками;

в) топить котел без воды или с водой ниже допустимого уровня;

г) хранить в служебном отделении товарно-материальные ценности и тару;

д) перевозить и хранить опасные материалы и вещества (лаки, растворители и т.п.);

е) эксплуатировать электропроводку с поврежденной изоляцией;

ж) применять не соответствующие номиналу некалиброванные плавкие вставки и различные кустарные предохранители;

з) устанавливать временные печи;

и) производить перепланировку помещений без согласования с пожарной охраной.

11. Вагоны-гостиницы

11.1. Вагоны-гостиницы (купейные пассажирские вагоны), установленные на постоянных местах стоянки единой группой, должны использоваться только для отдыха транзитных пассажиров и других граждан.

Топка котлов для подогрева воды и разогревание пищи любыми нагревательными приборами, а также курение в вагонах, в том числе и в тамбурах, запрещается. Хранение в вагонах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не допускается.

11.2. Типовые правила пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий и зданий административных учреждений (ППБ-08-85) соответственно распространяются на вагоны-гостиницы.

11.3. Двери переходных площадок не должны закрываться на замки. Обслуживание вагонов-гостиниц осуществляется дежурными администраторами, для которых должны быть отведены служебные купе с двух торцов группы вагонов. Лица, допущенные к обслуживанию вагонов-гостиниц должны пройти специальный инструктаж по программе пожарно-технического минимума. Служебные купе дежурных администраторов должны быть оборудованы переговорным устройством с каждым вагоном и телефонной связью.

Порядок действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации (далее - Порядок) разработан в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, «Регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками железнодорожного транспорта, деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. № 2817р, «Правилами по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2013 г. № 2753р.

1.2. Порядок обязателен для исполнения работниками Дирекции тяги -филиала ОАО «РЖД».

2. Обязанности локомотивной бригады при приемке локомотива

2.1. При приемке локомотива локомотивная бригада обязана:

2.1.1. Ознакомиться с записями в журнале технического состояния принимаемого локомотива формы ТУ-152. При наличии в нем записей о неисправностях, проверить их устранение.

2.1.2. После технического обслуживания ТО-3 и всех видов текущего ремонта удостовериться в наличии в журнале технического состояния формы ТУ-152 записи о полном укомплектовании локомотива средствами пожаротушения и их исправности.

2.1.3. Произвести осмотр и проверку оборудования локомотива, предусмотренные руководством по эксплуатации и обслуживанию, утвержденными для данной серии локомотива. При проверке убедиться:

А) в наличии пломб на дверях высоковольтной камеры, шкафов с электрооборудованием;

Б) в отсутствии течей и скоплений нефтепродуктов;

В) в отсутствии в пожароопасных местах обтирочного материала;

Г) наличии и исправности кожухов электрических печей.

2.1.4. Проверить правильность хранения смазочных и обтирочных материалов.

2.1.5. На основании внешнего осмотра пожароопасных узлов убедиться в их технически исправном состоянии. Перечень пожароопасных агрегатов, узлов и линейного оборудования должен быть утвержден начальником эксплуатационного локомотивного депо для каждой серии локомотива на основе анализа возгораний.

2.1.6. Проверить наличие первичных средств пожаротушения в соответствии с «Нормами оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения» и их исправность, наличие ведер с песком. У огнетушителей проверить наличие пломб и даты освидетельствований.

2.1.7. Проверить исправность стационарной системы пожаротушения и пожарной сигнализации (при их наличии) в соответствии с руководством по эксплуатации данной системы и порядком, утвержденным начальником эксплуатационного локомотивного депо.

2.1.8. Проверить наличие средств индивидуальной защиты (самоспасателей).

2.1.9. Осмотреть дизельное помещение и пожароопасные места тепловоза сразу после запуска дизеля.

2.2. Локомотивной бригаде запрещается принимать локомотив:

А) при наличии неустраненных неисправностей, внесенных в журнал формы ТУ-152, о чем машинист должен сообщить дежурному по депо;

Б) при отсутствии записи в журнале технического состояния формы ТУ-152 о полном укомплектовании локомотива средствами пожаротушения и их исправности после технического обслуживания ТО-3 и всех видов текущего ремонта;

В) при обнаружении неисправностей пожароопасных узлов;

Г) при отсутствии средств индивидуальной защиты (самоспасателей);

Д) с неисправными системами пожаротушения и пожарной сигнализации, а также с неисправными или отсутствующими первичными средствами пожаротушения.

3. Обязанности в пути следования

3.1. Во время следования с поездом, а также одиночно следующего локомотива, локомотивная бригада обязана периодически в соответствии с инструкцией, утвержденной начальником эксплуатационного локомотивного депо осуществлять контроль за отсутствием признаков пожара или загорания в дизельных (машинных) помещениях локомотива (в т.ч. и трехсекционного локомотива с непроходной секцией).

3.2. На тепловозах, дополнительно, дизельные помещения и пожароопасные места должны осматриваться:

А) после каждого запуска дизеля;

Б) периодически при прогреве дизелей при длительных стоянках на промежуточных станциях.

3.3. При необходимости сборки аварийной электрической схемы, во избежание создания пожароопасной ситуации, должны соблюдаться следующие условия:

А) аварийная электрическая схема должна собираться непосредственно машинистом;

Б) работа должна проводиться в соответствии со штатной аварийной схемой, предусмотренной заводом-изготовителем;

3.4. Плавкие вставки разборных предохранителей и неразборные предохранители должны заменяться только типовыми, соответствующими требованиям электрической схемы.

3.5. При срабатывании сигналов автоматической пожарной сигнализации локомотивная бригада должна немедленно проверить причину поступившего сигнала о возникновении пожара.

3.6. Если сигнал оказался ложным, принимаются меры для восстановления системы автоматической пожарной сигнализации и приведения ее в исходное положение.

3.7. При обнаружении очага пожара приступить к его устранению в соответствии с правилами, изложенными в разделе 4 настоящего Порядка.

4. Порядок действий при возникновении пожара на локомотиве:

4.1. При обнаружении очага пожара на локомотиве машинист обязан принять меры к остановке поезда, соблюдая следующие условия:

А) по возможности остановку произвести на благоприятном профиле пути (площадке) с таким расчетом, чтобы обеспечить в случае необходимости подъезд пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов);

Б) запрещается производить остановку поезда с горящим локомотивом на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами.

В) по возможности остановка поезда на электрофицированных участках железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящий локомотив не располагался под жесткими или гибкими поперечинами

Секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков;

4.2. Одновременно с принятием мер по остановке поезда локомотивная

Оригада должна подать сигнал пожарной тревоги (серия из одного длинного и двух коротких звуков) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, незамедлительно сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений, указав место расположения «головы» остановившегося на перегоне поезда (номер километра, пикет, номер пути, номер поезда, фамилию машиниста). ’

4.3. Сообщить об остановке машинистам встречных и вслед идущих поездов.

4.4. Принять меры к удержанию поезда на месте установленным порядком.

4.5.Направить помощника машиниста для локализации очага пожара первичными средствами пожаротушения (огнетушители, сухой песок).

4.6. Входить в задымленное помещение необходимо, предварительно надев на себя средства защиты органов дыхания (самоспасатели). Продолжительность применения средств защиты органов дыхания не должна превышать времени, указанного в руководстве по эксплуатации.

4.7. В случаях невозможности локализовать пожар в течение 20 минут и невозможности удержания поезда на тормозах произвести закрепление подвижного состава тормозными башмаками, при необходимости привести в действие ручные тормоза поезда, произвести отцепку локомотива от состава.

4.8. При ликвидации пожара в локомотиве силами локомотивных бригад на электрифицированных линиях железных дорог должны соблюдаться следующие дополнительные требования:

А) при тушении пожара запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 8 м до их заземления,

Б) тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии 8 м и более от контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а также очагов пожара внутри тепловоза на электрифицированных участках допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не ближе двух метров к контактной сети и другим предметам, находящимся рядом.

Применение для тушения пожаров воды или пенных средств пожаротушения допускается только после снятия напряжения с контактной и воздушных линий и их последующего порядком. Контактная сеть и воздушные линии без заземле рассматриваются, как находящиеся под напряжением.

Г) во всех случаях возникновения пожара локомотивная бригада

Приступает к его ликвидации при условии отсутствия угрозы собственным жизни и здоровью.

4 9. При возникновении пожара на электровозе машинист обязан:

А) перевести в нулевое положение рукоятку контроллера машиниста, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель (главный выключатель на электровозе переменного тока), остановить поезд, опустить токоприемники и отключить рубильник аккумуляторной батареи;

Б) убедиться визуально в том, что токоприемники опущены и что контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования;

В) надеть на себя средства защиты органов дыхания (самоспасатели) в соответствие с руководством по их эксплуатации и приступить вместе с помощником к тушению пожара на начальном его этапе, используя имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители и сухой песок). Снимать с себя средства защиты органов дыхания разрешается только после выхода в чистое незагазованное пространство;

Г) если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, закрепить состав, отцепить электровоз (или одну из его секций) и отвести примерно на 50 м от вагонов, деревянных строений и других пожароопасных объектов;

Д) убедиться, что в кузове нет людей, запустить систему пожаротушения (при ее наличии) и покинуть электровоз, предварительно закрепив его от самопроизвольного ухода и закрыв двери;

Е) при наличии дистанционного пульта управления запуском системы пожаротушения под кузовом электровоза запустить её после покидания электровоза;

Ж) после ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз, где имело место повреждение электроаппаратов и проводов, запрещается. Электровоз, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприемниками и отключенными цепями управления.

4.10. При возникновении пожара на тепловозе машинист обязан:

А) перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции, выключить все приборы управления и рубильник

Аккумуляторной батареи;

Б) не дожидаясь остановки поезда, если позволяют обстоятельства,

Направить помощника на тушение пожара;

В) при небольшом очаге пожара ликвидировать его, используя

Имеющиеся огнетушители и сухой песок;

Г) на тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, следует привести в действие установку пожаротушения согласно порядку, утвержденному начальником депо;

Д) если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, закрепить состав, отцепить тепловоз или горящую секцию и отвести примерно на 50 метров от вагонов, деревянных строений и других сооружений. После этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции расцепить и отвести на безопасное расстояние;

Е) убедиться, что в кузове нет людей, покинуть тепловоз, предварительно закрепив его от самопроизвольного ухода и закрыв двери.

5. Обязанности при сдаче локомотива:

5.1. При сдаче локомотива машинист обязан:

5.1.1. Произвести запись в журнале технического состояния формы ТУ-152:

А) в случаях ликвидации загораний, возникших во время поездки, указать какие средства пожаротушения были применены, указать количество израсходованных огнетушителей;

Б) о приведении в действие установки пожаротушения. При каких обстоятельствах она включалась, продолжительность действия;

В) о ложном или самопроизвольном срабатывании системы пожарной сигнализации;

Г) о всех случаях сборки аварийной электрической схемы с указанием причины.

5.1.2. Изложить в рапорте на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо обстоятельства обнаружения пожара и свои действия в ликвидации загорания.

© 2024 a3-butik.ru -- Бизнес. Идеи. Переработка. Заработок. Выбор ниши. Финансы