Основные мероприятия против аварийности проводимые с водителями. Мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Главная / Финансы

Аварии на АЭС.

Авиационные аварии и катастрофы.

Аварии на водном транспорте.

Автомобильные аварии и катастрофы.

Аварии на железнодорожном транспорте.

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.

Радиоактивность - совсем не новое явление, как до сих пор считают некоторые, связывая ее со строительством АЭС и появлением ядерных боеприпасов. И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения жизни.

· Задача каждого работающего на предприятии –

знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

· Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.



· На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

· При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия взаимодействия общества и природы, выражающееся в неспособности естественной природы выполнять свойственные ей функции обмена веществ и энергии, поддерживать условия, необходимые для существования и развития жизни.

При решении задачи снижения загрязнения природной среды главным является создание и внедрение принципиально новых, безотходных технологических процессов как производства товаров и услуг, так и эксплуатации технических систем. Вместе с тем в условиях зародившегося экологического кризиса остро стоит вопрос о защите человека от воздействия на него видоизменной и зараженной среды, т.е. об обеспечении экологической безопасности.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов сложных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т.п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара, Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.

Борьба с пожарами. Ликвидация пожара состоит из остановки пожара, его локализации, дотушивания и окорауливания.

Основные способы тушения лесных пожаров: захлестывание или забрасывание грунтом кромки пожара, устройство заградительных и минерализованных полос и канав, тушения пожара водой или растворам огнетушащих химикатов, отжиг (пуск встречного огня).

Тушение торфяных подземных пожаров чрезвычайно сложно и трудно, особенно больших пожаров, когда горит слой торфа значительной толщины. Торф может гореть во всех направлениях независимо от направления и силы ветра, а под почвенным горизонтом он горит и во время умеренного дождя и снегопада.

Главным способом тушения подземного торфяного пожара является окапывание горящей территории торфа оградительными канавами. Канавы рекомендуется копать шириной 0,7 - 1,0 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. При проведении земляных работ широко используется специальная техника: канавокопатели, экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, другие машины, пригодные для этой работы. Окапывание начинается со стороны объектов и населенных пунктов, которые могут загореться от горящего торфа. Для тушения горящих штабелей, караванов торфа, а также тушения подземных торфяных пожаров используется вода в виде мощных струй. Водой заливают места горения торфа под землей и на поверхности земли.

Спасательные работы при пожарах. Успех борьбы с лесными и торфяными пожарами во многом зависит от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и ликвидации. При обнаружении очага пожара начальник гражданской обороны объекта и его штаб принимают все меры к его ликвидации: на основании данных разведки и других полученных сведений оценивают пожарную обстановку, принимают решение и ставят задачи формированиям.

Командир формирования после получения и уяснения задачи организует выдвижение формирования к указанному участку пожара. Для уточнения обстановки на маршруте и в районе пожара он высылает разведку, которая выявляет: характер пожара и его границы; направление распространения огня и возможные места устройства заградительных опорных полос; наличие и состояние водоисточников, подъездные пути к ним; пути вывода и способы спасения людей, находящихся на участке пожара.

При подходе формирования к участку пожара его командир на основе полученной задачи, данных разведки, личного наблюдения определяет: приемы, способы и порядок действия при тушении пожара, ставит задачу каждому подразделению. При постановке задачи он указывает направление распространения пожара, приемы, способы и порядок действия при тушении пожара, район отдыха, пункт питания, меры безопасности.

Формирования общего назначения при тушении и локализации пожара действуют самостоятельно или во взаимодействии с лесопожарными, противопожарными и другими формированиями.

Спасение людей - главная задача спасательных работ при пожарах. Из зон возможного распространения пожара эвакуируются люди и материальные ценности. В первую очередь разыскивают людей, оказавшихся в горящих районах, зданиях и сооружениях. Розыск людей осуществляют в целях безопасности парами: один разыскивает, а второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте. В условиях сильного задымления и скопления угарного газа спасателям следует работать в противогазах с использованием дополнительного патрона.

Меры безопасности при борьбе с пожарами. Весь личный состав, привлекаемый для тушения пожаров, изучает правила техники безопасности. Руководители тушения пожаров и личный состав, работающий на кромке огня, обеспечиваются противодымными масками или противогазами с дополнительными патронами. Командир формирования перед началом работ указывает личному составу места укрытий от огня и пути подхода к ним, характерные ориентиры на местности в противоположной стороне от очага пожара, выделяет в подразделениях проводников и наблюдателей, определяет порядок использования техники.

Техника используется группами (не менее двух машин). Ближе к фронту пожара направляют тракторы с коловратными насосами. Они в лесу более надежны, чем автомашины,- из опасной зоны их можно вывести без тягачей.

Особая осторожность должна соблюдаться при тушении подземных пожаров, так как можно провалиться в выгоревшую яму.

При взрывных работах следует строго соблюдать «Единые правила безопасности при ведении взрывных работ». Уходить с рабочего места на пожаре без разрешения руководителя тушения пожара или командира формирования запрещается. Запрещается в зоне действующего пожара устраивать ночлег.

Массовые лесные пожары возникают и развиваются вследствие ногих причин, но главным источником является нарушение населением мер безопасности при обращении с огнем в местах проведения работ и отдыха.

Успех тушения массовых лесных пожаров во многом зависит от своевременности и полноты сбора данных и разведки. Наиболее оперативным средством обнаружения лесных пожаров и контроля за их развитие является воздушная разведка. В зависимости от степени пожароопасности лесных районов патрулирование самолетами (вертолетами) осуществляется несколько раз в сутки. После обнаружения лесных пожаров проводится разведка его очагов для установления мест возгорания; вида пожара; размеров и границ территории, захваченной огнем; скорости и распространения фронта огня; захламленных участков леса, способствующих развитию пожара.

Определяются рубежи локализации пожара (естественные и искусственно).

Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Радиация представляет собой уникальное явление природы, открытое физиками в конце XIX и тщательно изученное в XX веке

Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. Это сложное излучение, включающее несколько видов.

Альфа излучение - ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях и распространяющихся на небольшие расстояния: в воздухе - не более 10 см, в биоткани (живой клетке) - до 0,1 мм. Они полностью поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека, за исключением случаев непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение - электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях. Бета-частицы распространяются в воздухе до 15 м, в биоткани - на глубину до 15 мм, в алюминии - до 5 мм. Одежда человека почти на половину ослабляет их действие. Они практически полностью поглощаются оконными стеклами и любым металлическим экраном толщиной несколько миллиметров; опасны при контакте с кожей.

Гамма излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях со скоростью света. Гамма-частицы распространяются в воздухе на сотни метров и свободно проникают сквозь одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение считают самым опасным для человека.

Радиационно опасный объект (РОО) - объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества и при аварии на котором (или его разрушении) может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды (ГОСТ Р 22.0.05. - 94).

Радиационная авария - это потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или другими причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»).

Последствия радиационных аварий обусловлены их поражающими факторами: ионизирующим излучением и радиоактивным загрязнением местности.

Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развития лучевой болезни.

Радиоактивное загрязнение местности вызывается воздействием альфа, бета- и гамма-ионизирующих излучений и обуславливается выделением при аварии непрореагировавших элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия

Предприятия, использующие в производственных процессах различные вещества, опасные для населения, проживающего рядом с ними, и окружающей природной среды, поскольку на них могут возникать аварийные ситуации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов.

Для нужд аварийно-спасательного дела используется понятие аварийно химически опасное вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в концентрациях, поражающих живой организм.

По характеру воздействия на человеческий организм АХОВ подразделяют на шесть групп.

Крупнейшие потребители АХОВ: черная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляная кислота, ацетонциангидрин, водород фтористый, нитрил акриловой кислоты); целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота); машиностроительная и оборонная промышленности (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый); коммунальное хозяйство (хлор, аммиак); медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловой кислоты, соляная кислота); сельское хозяйство (аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид).

Химическая авария - авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом АХОВ, способным привести к гибели или заражению людей, продовольствия. Пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или окружающей природной среды.

Для защиты персонала и населения при авариях на химически опасных объектах рекомендуется:

  • * использовать индивидуальные средства защиты и убежища с режимом полной изоляции;
  • * эвакуировать людей из зоны заражения, возникшей при аварии;
  • * применять антитоды и средства обработки кожных покровов;
  • * соблюдать режимы поведения (защиты) на зараженной территории;
  • *проводить санитарную обработку людей, дегазацию одежды, территории сооружений, транспорта, техники и имущества.

Производственный персонал химического предприятия, на котором произошла авария, действует в соответствии с планами ликвидации аварий, а также, указаниями диспетчера (дежурного) по предприятию, который должен четко и ясно сообщить, что произошло, где и какие меры защиты следует предпринять в данной ситуации.

транспортный дорожный административная ответственность

Основная практическая работа по предупреждению ДТП проводится на автотранспортных предприятиях, фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. В дальнейшем организацию работы по предупреждению аварийности рассмотрим применительно к АТП, все работники которого (водители, техническая служба, служба эксплуатации, кадровая служба) в пределах своей компетенции должны заниматься вопросами обеспечения БД.

Организация планирования работы по предупреждению аварийности

Так как практически все работники АТП должны быть задействованы в решении вопросов снижения аварийности, эта работа должна планироваться. На АТП разрабатываются пятилетние, годовые и квартальные планы. Пятилетние планы отражают основное направление деятельности АТП по обеспечению безопасности движения и включают мероприятия долговременного характера на основе достижений передового опыта и научно-технического прогресса. Годовые и квартальные планы отражают этапы осуществления пятилетнего плана.

Как правило, в конце текущего года или его начале организуется отчёт всех подразделений АТП по вопросам БД за прошедший год и утверждается план на новый год с разбивкой по кварталам. В плане указывается наименование мероприятий по БД, ответственный за их исполнение, срок исполнения (прил. 16).

Мероприятия по предупреждению аварийности на АТП можно разделить на 3 группы.

Обеспечение надёжности водителей, совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей и ИТР, улучшение медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья.

Обеспечение безопасности автомобилей, улучшение их технического состояния.

Совершенствование организации перевозок и контроля за работой водителей на линии, улучшение дорожных условий.

Задачи служб подразделений АТП по обеспечению БД

Для руководящего состава АТП, начальников отделов, служб вопросы обеспечения БД являются важнейшими в их деятельности. Отметим основные задачи в этом направлении.

Руководитель АТП отвечает за деятельность предприятия в целом, и по вопросам БД он обязан:

назначить на должности, связанные с обеспечением БД, лиц, прошедших специальное обучение и периодическую аттестацию;

разработать для всех сотрудников, деятельность которых влияет на БД, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП;

утверждать план мероприятий по предупреждению ДТП и контролировать его выполнение;

принимать меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников АТП, к повышению их квалификации;

обеспечить изучение нормативных документов g по вопросам БД сотрудниками АТП и систематически контролировать их знания.

Служба эксплуатации непосредственно организует перевозку грузов и пассажиров, соответственно по вопросам БД её задачами являются:

обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям на маршрутах, и контроль за их соблюдением;

обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;

организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых и товарно-транспортных документов;

организация стажировки и учёбы водителей,

проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршруте и изменениях дорожных и метеоусловий;

соблюдение ПДД в части перевозки грузов и пассажиров;

составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;

проведение обследования автобусных маршрутов (не менее 2 раз в год), нормирование скоростных режимов движения автобусов;

налаживание устойчивой линейной связи транспортных средств с диспетчерскими пунктами.

Техническая служба:

обеспечивает качественное выполнение ТО и ремонта автомобилей, организует контроль технического состояния автомобилей при выходе из ТО и ремонта, а также на выпуске-возврате;

обеспечивает проведение ежегодных технических осмотров транспортных средств;

проводит мероприятия по повышению квалификации рабочих и ИТР;

обеспечивает комплектование транспортных средств (огнетушители, аптечки, знаки аварийной остановки, противооткатные упоры);

организует контроль технического состояния автомобилей на линии и в случае необходимости техническую помощь водителям на линии.

Отдел кадров АТП:

организует работу по подбору, расстановке и воспитанию водителей и ремонтных рабочих, а также водителей-наставников для инструктажей и стажировок неопытных водителей;

изучает причины текучести кадров и принимает меры по их устранению;

планирует подготовку и повышение квалификации водителей и ремонтных рабочих;

обеспечивает прохождение водителями обязательного медицинского переосвидетельствования.

Служба безопасности движения:

разрабатывает совместно с другими службами, подразделениями и общественными организациями АТП мероприятия по предупреждению ДТП и контролирует их выполнение;

систематически контролирует выполнение службами и подразделениями АТП нормативных документов по обеспечению БД и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений;

ведёт учёт ДТП и нарушений ПДД водителями АТП, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчёты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;

организует агитационно-массовую работу по безопасности ДД в коллективе (проведение лекций, вкладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ кинофильмов и т.д.);

систематически информирует водительский состав, ИТР, руководство АТП о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;

принимает участие в служебном расследовании причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также выявлении нарушений установленных норм и правил по обеспечению БДД, связанных с недостатками в работе АТП;

организует в коллективе АТП разбор совершённых водителями ДТП, нарушений ПДД и правил технической эксплуатации транспортных средств;

контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами;

контролирует прохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров, соблюдение установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

контролирует проведение службой эксплуатации инструктажей водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учётом погодных и климатических условий;

контролирует работу водителей-инструкторов по БД и водителей наставников;

совместно с другими службами организует занятия с работниками АТП по изучению ПДД и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности ДД;

организует работу кабинета (класса) по БД по плану, утверждённому руководителем АТП, и оборудует его в соответствии с методическими указаниями;

участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей;

систематически (один раз в месяц) сверяет данные о ДТП, в которых участвовал подвижной состав АТП, с данными ГИБДД;

принимает участие в деятельности соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог на маршрутах работы транспортных средств АТП;

обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей-передовиков, лучших бригад, автоколонн (отрядов);

совместно с отделом кадров оформляет и предоставляет руководству АТП материалы о награждении водителей значком «За работу «без аварий» II и III-й степеней.

Служба безопасности движения АТП имеет право:

проверять работу других служб и подразделений АТП по предупреждению ДТП, требовать от соответствующих руководителей и работников АТП необходимых материалов, устных и письменных объяснений;

проверять при необходимости у водителей АТП наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевой и товарно-транспортной документации;

отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников АТП, состояние или действия которых угрожают БД, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер;

запрещать выпуск на линию подвижного состава АТП или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих БД;

решать в установленном министерством порядке вопрос о запрещении движения транспортных средств АТП при обнаружении в содержании или оборудовании дорог недостатков, угрожающих БД;

вносить предложения руководству АТП о поощрении работников, служб и подразделений за хорошую организацию работы по обеспечению безопасности движения транспортных средств, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БД.

Перечень документации, которая должна вестись в АТП по вопросам БД:

Папка приказов и распоряжений по вопросам БД.

План мероприятий по предупреждению ДТП.

Материалы о результатах проверок служб и должностных лиц по вопросам БД.

Материалы по проведению служебных расследований.

Личные карточки водителей.

Журнал учёта дорожно-транспортных происшествий (см. прил. 1).

Журнал учёта нарушений правил дорожного движения водителями.

Организация работы кабинета по БД

Для профилактической работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок на АТП оборудуются кабинеты (классы) по БД. Главное назначение кабинетов по БД заключается в активной пропаганде новейших достижений науки, техники и передового опыта в области обеспечения БД, их внедрение в практику работы АТП, повышение профессиональных знаний и мастерства водителей, ремонтных рабочих и ИТР.

Организация работы кабинетов по БД должна обеспечивать индивидуальные и групповые занятия, проведение инструктажей, совещаний, семинаров по предупреждению аварийности, разборов обстоятельств и причин возникновения ДТП. Кабинет БД рекомендуется располагать вблизи диспетчерской для обеспечения максимальной его посещаемости водителями. Размеры кабинета по БД определяют в зависимости от категории АТП и численности водителей (табл. 1).

набор схем опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями по правильным действиям водителей в этих ситуациях;

схемы конкретных железнодорожных переездов с указанием зон видимости и особенностей проезда;

карты-схемы маршрутов;

дорожные знаки с подсветкой;

тренажёры для программированного обучения ПДД;

тренажёры для контролирования знаний и обучения;

электронный тренажёр-экзаменатор;

кинопроекционный аппарат, фото - и видеоаппаратура.

Экспозиция кабинета должна отражать содержание всей работы по БД, учитывать специфику деятельности АТП (грузовое, пассажирское, смешанное), и местные условия работы. Она представляется отдельными разделами, для каждого из которых подбирается необходимое оборудование, наглядные и учебные пособия. Экспозицию кабинета по БД рекомендуется представлять тремя разделами: учебно-методическим, справочно-информационным и агитационно-пропагандистским. Учебно-методический раздел должен обеспечивать приобретение водителями знаний по основам БД, организации труда и отдыха водителей, техническому состоянию транспортных средств, а также воспитанию трудовой и транспортной дисциплины.

Приобретение знаний по основам БД предусматривает:

изучение ПДД, правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и других нормативных документов по безопасности автомобильных перевозок и контролирование полученных знаний;

выбор рациональных режимов движения с учётом экономии топливно-смазочных материалов;

повышение мастерства вождения автомобилей, разбор типичных опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями водителям о правильных действиях в этих ситуациях;

знакомство с психофизиологией труда водителей. Знания по организации труда и отдыха водителей предусматривают изучение:

производственной санитарии и гигиены труда;

режимов труда и отдыха;

требований, предъявляемых к состоянию здоровья при предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах:

дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств данного АТП;

приёмов вождения автомобилей в различных дорожных и климатических условиях.

Изучение технического состояния транспортных средств предусматривает знание конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава АТП, а также устройства, порядка контроля и обслуживания узлов и агрегатов автомобиля, техническое состояние которых влияет на БД.

Справочно-информационный раздел предназначен для информативной, консультативной и справочной работы. Он содержит:

карту-схему маршрутов;

план работы кабинета по БД;

данные статистики ДТП;

схемы железнодорожных переездов, расположенных в зоне деятельности АТП;

справочные материалы;

схемы типичных ДТП с анализом их возникновения.

На карте-схеме маршрутов БД пассажирских АТП должны быть обозначены остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, места интенсивного пешеходного движения, опасные участки дорог, железнодорожные переезды и т.д. Схему следует сопровождать паспортными данными маршрутов, сведениями о местах концентрации ДТП и установленных скоростях движения.

Данные учёта и анализа ДТП, нарушений ПДД для наглядности представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Их следует группировать по следующим темам:

состояние аварийности в целом по АТП, автоколоннам (на пассажирских АТП и по маршрутам);

состояние аварийности в объединении, управлении, другой организации. На диаграммах может быть показано число ДТП и пострадавших в них по месяцам, кварталам, годам в. абсолютных и относительных цифрах (на 1 млн. км пробега автомобилей, на 1000 водителей, на 1000 транспортных средств и т.д.). Справочные материалы для водителей содержат:

нормативные документы, инструкции, приказы, письма, распоряжения, касающиеся работы водительского состава;

сведения о порядке получения удостоверения на право управления транспортным средством или талона предупреждения при его замене или утрате;

методические материалы по определению параметров движения автомобиля: скорости, пути, времени, траектории;

сведения о порядке прохождения водителями медицинского переосвидетельствования, повышении квалификации водителя, награждении значком «За работу без аварий»;

меры административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и т.д.;

информацию о порядке проезда к больницам, расположение районных отделений милиции, «Скорой помощи», пожарной части и т.д.;

телефоны диспетчерской службы АТП, милиции, ГИБДЦ;

адреса и телефоны вышестоящих организаций.

Агитационно-пропагандистский раздел включает материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, бригад, автоколонн (отрядов), итоги конкурсов, месячников и викторин по БД.

В этот раздел, в частности, могут быть помещены:

фотографии лучших водителей, награждённых значками «За работу без аварий»;

сведения о победителях конкурсов «За безопасность движения»;

лозунги, плакаты и другие материалы наглядной агитации.

Часть материалов наглядной агитации следует также размещать на территории АТП, в диспетчерской, на контрольно-техническом пункте.

Занятия в кабинете по БД проводятся индивидуально в форме самостоятельной подготовки и по группам водителей в форме бесед, лекций и консультаций.

Основные направления работы службы БД по предупреждению ДТП

Итак, общие требования к системе управления БД заключаются в минимизации времени на осуществление транспортного процесса при условии соблюдения безопасности движения и защиты окружающей среды. Эти требования на АТП могут быть обеспечены:

высокой квалификацией и дисциплинированностью водителей;

высоким уровнем технического состояния и укомплектованности транспортных средств;

необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией движения;

квалифицированным руководством и контролем за перевозками и использованием подвижного состава.

Обеспечение этих условий требует от службы безопасности движения на АТП:

разработки проектов планов профилактической работы с водителями;

систематического контроля за выполнением нормативных документов, инструкций, приказов по обеспечению безопасности движения;

проверки выполнения всеми службами АТП необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения;

ведения учёта ДТП и нарушений правил дорожного движения в соответствии с соответствующими правилами учёта и ведомственными инструкциями;

проведения анализа материалов ДТП и нарушений, допущенных водителями, и организации соответствующего их обсуждения в коллективе;

участия в проведение служебных расследований ДТП;

обобщения и распространения опыта безаварийной работы водителей, бригад, автоколонн;

организации работы кабинета безопасности движения и проведения агитационно-массовой работы по безопасности движения;

осуществления контроля за стажировкой водителей и работой водителей-наставников.

Некоторые сведения по экспертизе ДТП

Одним из важнейших профилактических мероприятий по предупреждению ДТП является выявление их причин и сопутствующих факторов, на основании чего могут быть разработаны конкретные мероприятия по снижению аварийности. Комплексные научно-технические исследования всех аспектов ДТП называют экспертизой ДТП. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Судебная экспертиза ДТП проводится по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке.

Служебное расследование, как уже отмечалось, проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП. Одной из задач служебного расследования является оказание помощи водителю, в случае если он не виновен, в доказательстве его невиновности. Рассмотрим методику решения некоторых вопросов служебного расследования ДТП.

Оценка возможности предотвращения наезда на неподвижное препятствие

В ходе служебного расследования часто встаёт вопрос - имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?

Если водитель совершил наезд, то в соответствии с ПДД при обнаружении препятствия он должен был, применив экстренное торможение, снизить скорость или остановиться. Соответственно, если у водителя была возможность остановить автомобиль, а он ею не воспользовался, то водитель виновен; если такой возможности у него не было, то водитель не виноват в совершении данного ДТП.

Однако водители должны знать, что в некоторых случаях для избежания наезда более эффективным, чем торможение, оказывается объезд препятствия.

Расчёты и практический опыт показывают, что при скоростях меньших, чем 20 - 40 км/ч, более эффективным оказывается торможение, при больших скоростях объезд, как правило, более эффективен.

Оценка возможности предотвращения наезда на пешехода

В случае наезда автомобиля на пешехода при пересечении им проезжей части (рис. 2.) кроме длины остановочного пути автомобиля Sо учитывают путь пройденный по проезжей части пешеходом SП, скорость пешехода Vп, удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Sуд.

Сравнивают длину остановочного пути Sо с расстоянием удаления автомобиля от места наезда Sуд. При Sо < Sудможно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно принятом интенсивном торможении остановился бы до линии следования пешехода.

Следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд. При Sо і Sуд - можно дать заключение, что у водителя такой возможности не было, хотя существуют методики более точной проверки последней версии.

Рассмотрим пример. Водитель легкового автомобиля, двигаясь в населённом пункте, сбивает пешехода, переходившего проезжую часть. Приняв следующие исходные данные: Va = 60 км/ч = 2166 м/с; j = 0,7; = 0,8 с; = 0,2 с; = 0,4; VП = 5 км/ч = 1,4 м/с, SП = 4 м,

Определяем расстояние удаления автомобиля в момент обнаружения водителем опасности по формуле (8), м:

Sуд =4 16,6/1,4= 47,4 м.

Так как в данном случае S0 < Sуд, следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд.

Определение пути обгона автомобиля

Обгон транспортных средств является одним из наиболее сложных и опасных видов манёвра. Во время обгона совершается около 12% всех ДТП, при этом очень велико относительное число погибших и раненых.

Особенно опасны обгоны на дорогах, имеющих две полосы для движения в обе стороны. На этих, часто сравнительно узких дорогах, происходит взаимодействие с попутным транспортом при высокой скорости движения, причём часть манёвра осуществляется на встречной полосе, где высока вероятность создания помех встречному транспортному средству и столкновения с ним.

Безопасный обгон может быть гарантирован при выполнении требований ПДД, совершенной технике управления автомобилем, точном расчёте водителем манёвра, на основе устойчивых навыков оценки обстановки и прогнозирования её развития.

Для этого в первую очередь необходимо знать величину пути обгона в той или иной ситуации и параметры, которые влияют на его изменение.

Рассмотрим обгон с постоянной скоростью, схема которого представлена на рис. 3. Автомобиль, движущийся со скоростью Vа1, настигает автомобиль, движущийся со скоростью Vа2, и совершает его обгон. Для того, чтобы начать обгон, водитель подъезжает к обгоняемому автомобилю на дистанцию безопасности Дб1, м, величину которой можно принять равной величине остановочного пути плюс какой-то запас S3 принимаемый обычно 5 - 6 м.

При оценке безопасности обгона следует помнить что за время, пока водитель совершает обгон (в нашем случае с), водитель, двигающийся навстречу, приблизится на расстояние. Если скорость движения своего и обгоняемого автомобиля водитель определяет достаточно точно, то скорость автомобиля, двигающегося навстречу, ему определить гораздо сложнее, и здесь могут быть значительные ошибки. Приняв м/с, определим, что встречный автомобиль приблизится на расстояние м. Следовательно, безопасным в данной ситуации можно считать обгон при нахождении встречного автомобиля на расстоянии более 1072 м от обгоняющего автомобиля в момент начала обгона.

Определение безопасной скорости ночью

В тёмное время суток интенсивность движения в несколько раз сокращается, однако в это время происходит почти половина всех ДТП, при этом резко возрастает тяжесть последствий ДТП. Основная причина этого - ухудшение условий видимости и пропорциональное ему уменьшение объёма воспринимаемой информации. Наиболее эффективной мерой повышения безопасности движения в этих условиях является выбор скорости, соответствующий расстоянию видимости:

Расстояние видимости зависит от технического состояния приборов освещения, физиологических качеств водителя, размеров предмета, его фона, расположения относительно поверхности дороги. При ближнем свете фар можно принять 50 - 60 м, при дальнем - 140 - 180 м.

Пример. Определить безопасную скорость легкового автомобиля при движении ночью с ближним светом фар, исходя из следующих данных: км/ч = 16,6 м/с j = 0,5; с; с; с.

Приняв = 5 м, получим м.

Т.е. скорость 60 км/ч в этих условиях можно считать безопасной.

Определение безопасной скорости на повороте

При движении автомобиля на повороте под действием центробежных сил может произойти потеря его устойчивости (способности противостоять заносу и опрокидыванию).

Приведённые в данном разделе сведения могут оказать большую помощь водителям в их работе. Ясно, что водителю не хватит времени в критической ситуации произвести расчёты по приведённым формулам, сопоставить результаты тех или иных действий и выбрать наиболее правильное, а зачастую и единственно верное решение, позволяющее избежать ДТП.

Однако сведения о величинах остановочного пути, пути обгона, безопасных скоростях в тех или иных дорожных ситуациях, представленные в форме плакатов, схем, диаграмм в кабинете по БД, а также систематические теоретические и практические занятия с водителями по рассматриваемым вопросам помогут водителям при возникновении критических ситуаций правильно разобраться в обстановке и принять решение, обеспечивающее благоприятный исход.

Требуемые навыки действий в критических ситуациях должны отрабатываться в процессе многократных повторений специальных упражнений при тренажёрной и автодромной подготовке.

В ходе теоретических занятий изучаются причины возникновения критических ситуаций, проводятся расчёты движения автомобиля (оценка его скорости, пути, времени, траектории), проводится анализ дорожных ситуаций с выдачей рекомендаций по предотвращению ДТП. Получение этих знаний предусмотрено «Учебным планом и программой ежегодных занятий с водителями». Следует отметить, что теоретические занятия не позволяют выработать у обучаемого навыков действий при внезапном возникновении критической обстановки, а дают лишь общее представление о возможных способах выхода из неё.

Для того, чтобы водитель смог воспользоваться полученными знаниями, необходимы практические упражнения на специализированных тренажёрах по их углублению и закреплению.

В процессе упражнений у водителя вырабатывается так называемый «Динамический стереотип» - автоматизированно выполняемое действие в той или иной ситуации, представляющее собой элемент сознательной деятельности человека и обеспечивающее применение имеющихся знаний и умений без дополнительного обдумывания.

И последний этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия водителя в конкретных критических ситуациях. В настоящее время разработаны методики, позволяющие добиться прочных навыков управления автомобилем в сложных условиях, включая критические дорожно-транспортные ситуации.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ

Основные мероприятия, направлен­ные на предупреждение ДТП, вклю­чены в комплексную целевую про­грамму повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров авто­мобильным транспортом Минавто-транса РСФСР. Эти мероприятия объединены в 5 групп.

1. Совершенствование системы под­ готовки, переподготовки водителей и ИТР:

Ежегодное обучение ИТР, связан­ных с движением транспортных средств, вопросам БДД по специаль­ной программе со сдачей зачецрв;

Ежегодное обучение водителей по основам БДД;

Совершенствование профессионального мастерства водителей автобусов, грузовых и легковых автомо­билей;

Выполнение установленных требо­ваний стажировки водителей автобу­сов, грузовых и легковых автомоби­лей.

2. Улучшение медико-санитарного обслуживании водителей и контроля за состоянием их здоровья :

Обязательные периодические меди­цинские переосвидетельствования водителей транспортных средств в
установленные сроки;

Предрейсовые. послерсйсовыс и межрейсовые медицинские осмотры водителей;

Создание сети передвижных меди­цинских пунктов для контроля за со­стоянием здоровья водителей на ли­нии;

Создание стационарных здравпунк­тов, медико-санитарных частей и по­ликлиник в территориальных объе­динениях автомобильного транспорта (ТОАТ).

3. Улучшение технического состоя­ ния автомобилей, улучшение дорож­ных условий, совершенствование ор­ганизации перевозок и контроля за работой водителей на линии:

Контроль за соблюдением и качест­венным ТО и ТР автомобилей;

Внедрение диагностических комп­лексов для определения технического состояния автомобилей;

Создание действенной системы кон­троля за состоянием автомобильных дорог и своевременное принятие мер по обеспечению безопасных условий движения на маршрутах работы транспортных средств;

Разработка общесоюзных требова­ний по обеспечению безопасности ав­тобусных перевозок;

Выполнение Положения о рабочем времени и времени отдыха водите­лей автомобилей;

Повышение БД автобусов, работа­ющих на междугородных н приго­родных маршрутах;

Создание действенной системы кон­троля за работой водителей на ли­нии;

Повышение эффективности индиви­дуальной работы с водителями.

4. Совершенствование деятельности СБД:

Разработка и реализация планов работ но предупреждению ДТП;

Организация учета и анализа ДТП участие в их служебном расследова­нии;

Действенная система контроля за выполнением подведомственными ор­ганизациями приказов и указаний по Вопросам БДД;

Ежегодные смотры-конкурсы пере­дового опыта АТП и ТОАТ по безопасности автомобильных перевозок с подведением итогов на областных и Всероссийских совещаниях-семинарах о БДД;

Создание сети специализированных опорных пунктов в ТОАТ по разра­ботке и внедрению достижений научно-технического прогресса и пере­дового опыта по безопасности пере­возок;

Выпуск кинофильмов, магнитофильмов, диафильмов, публикаций по вопросам БДД;

Внедрение отраслевой автоматизи­рованной системы учета и анализа ДТП.

5. Совершенствование работы с кадрами:

Организация работы кабинетов по ВД на АТП и их оборудование;

Организация работы водителей-инструкторов по БД по совершенствованию профессионального мастерства иповышению дисциплины водителей на линии;

Награждение водителей значком «За работу без аварий»;

Внедрение материальных стимулов (водителей за безаварийную работу;

регулярная аттестация по БДД руководящих работников служб АТП, других организаций автомобильного транспорта, а также работников БДД.

Разработка мероприятий по предупреждению ДТП способствует реше­нию задачи управления безопасно­стью движения на автомобильном транспорте. Эффективное управление деятельностью по обеспе­чению БДД является главной целью (1). Этой цели можно добиться Пу­тем достижения целей более низкого ранга - подцелей второго порядка. Эти подцели следующие:

1) проведение на АТП стандартного комплекса мероприятий по БДД-(1.1);

2) подготовка работников АТП по во­просам БДД и гарантия их заинте­ресованности в ее обеспечении (1.2);

3) управление сокращением числа ДТП (1.3);

4) координация работы организаций, связанных с дорожным движением, постановка обоснованных требований к этим организациям по обеспечению ими БДД и контроль за выполнени­ем этих требований (1.4).

В свою очередь подцели 1.1 и 1.3 состоят из подцелей третьего поряд­ка. Подцель 1.1 включает:

Разработку и внедрение норматив­но-методических материалов по обес­печению безопасности перевозок (1-1.1);

Введение в должностные инструк­ции всех ИТР АТП обязанностей по обеспечению БДД и выполнение этих обязанностей (1.1.2);

Координацию деятельности всех служб АТП (эксплуатации, техниче­ской, кадровой, БД, медицинской и др.), их нацеленность на достиже­ние конечных результатов (1.1.3);

Обеспечение выполнения всеми ра­ботниками АТП" обязанностей по БДД (1.1.4).

Подцель 1.3 достигается путем : - введения долгосрочного планирования мероприятий по сокращению ДТП и графиков реализации запла­нированных мероприятий (1.3.1);

Оценки и анализа эффективности за­планированных мероприятий (1.3.2);

Использования современных до­стижений научно-технического прог­ресса в области обеспечения БДД (1-3.3).

Конечной целью выполнения комп­лексной программы обеспечения безопасности перевозок грузов и пасса­жиров является искоренение случаев гибели и ранения людей в ДТП (рис. 2.2). Эта главная цель (1) до­стигается путем решения двух подце­лей: сокращения количества ДТП (г.1) и снижения тяжести их послед­ствий (1.2).

Подцель 1.1 включает в себя следующие задачи:

Постоянное улучшение качественного состава во­дителей на ДТП (1.1.1);

Повышение нужности водительского состава (1.2);

Создание здорового социаль­но-психологического климата в кол­лективе" ДТП (1.1.3).

Подцель 1.2 включает : совершенст­вование пассивной безопасности кон­струкции автомобилей (1.2.1);

Опера­тивное оказание помощи пострадав­шим при ДТП, другие действия води­телей по обеспечению послеаварийной безопасности (1.2.2);

Исключение неорганизованных перевозок пасса­жиров и грузов или перевозку пасса­жиров на транспортных средствах,не предназначенных для этих целей (12.3).

В свою очередь, подцель 1.1.1 предполагает:

Сокращение текучести кадров «надежных» водителей (1.1.1.1); выявление и отстранение от работы на линии «опасных» водителей (1.1.1.2);

Создание действенных огра­ничений, препятствующих приему на работу «опасных» водителей (1.1.1.3).

Подцель 1.1.2 предполагает:

Обес­печение оптимального баланса между уверенностью и чувством опасности у водителей (1.1.2.1);

Поддержание (улучшение) состояния здоровья и работоспособности водителей

Воспитание чувства высо­кой профессиональной ответственно­сти (дисциплинированности) у води­телей (1.1.2.3);

Повышение профес­сионального мастерства водителей (1.1.2.4);

Обеспечение адаптации мо­лодых и поступивших на ДТП води­телей (1.1.2.5); выявление «проб­лемных» водителей и проведение с ними специальной работы (1.1.2. 6).

Достижение подцели 1.2.2 можно обеспечить:

Эвакуацией пассажиров (и водителя) из салона (кабины) ав­томобиля (1.2.2,1) вызовом «скорой помощи» (1.2.2.2);

Оказанием довра­чебной медицинской помощи постра­давшим (1.2.2.3).

Подобное схематичное представле­ние мероприятий от высшей цели к конкретным мерам по ее достижению получило название «дерево целей».

Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

«3.10.3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:

(а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

(б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

(в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и

(г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

3.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть установлены совместно с внешними аварийными службами и другими органами там, где это целесообразно».

Хорошо известно, что на крупных предприятиях, кроме того еще эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеется противопожарная служба системы противопожарной защиты, готовятся спасатели, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п.

На малых предприятиях необходимо иметь противопожарные извещатели, необходимые по нормам первичные средства пожаротушения, знать телефоны 01, 02, 03, службы спасения. Все сотрудники должны знать аварийные выходы и т.п.

Практика свидетельствует, что готовность персонала к возможной аварии существенно снижает ее последствия, гибель и травмирование работников из-за поражающих факторов аварии.

Поэтому и в соответствии с законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, среди прочего:

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствии аварий на опасном производственном объекте;

¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте:

¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

3.8.2. Определение возможного характера и масштаба аварийных ситуаций и связанных с ними рисков
в сфере охраны труда

Все аварийные ситуации должны быть «просчитаны» с точки зрения оценки вероятности их возникновения и тяжести возможных последствий одним из методов: «Что будет, если…?»; проверочный лист; анализ видов и последствий отказов; анализ «дерева отказов»; анализ «дерева событий»; соответствующие эквивалентные методы.

Процедура всестороннего и полного анализа рисков по силам только высококвалифицированным специалистам, поэтому чаще всего его проводят специализированные организации, а таких в России немного.

Исходя из оценки рисков аварий составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

3.8.3. Планирование и координация мероприятий
в случае аварийной ситуации в рабочей зоне

В общем случае план ликвидации аварий разрабатываются комиссией, состоящей из специалистов, назначенных приказом по предприятию, в которую входят представители структурных подразделений, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации объектов. ПЛА утверждается руководителем предприятия либо лицом, на которого возложены функции руководства вопросами обеспечения безопасности производства (главный инженер, заместитель генерального директора, технический директор и т.п.).

В соответствии с системой документооборота все заинтересованные стороны (лица) обеспечиваются ПЛА (диспетчерская служба, аварийно-спасательные формирования, отдел промышленной безопасности и охраны труда, структурные подразделения и т.д. по утвержденному списку.

ПЛА периодически пересматриваются. При изменении технологии, условий работы, правил безопасности, анализа причин уже произошедших аварий в ПЛА должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в порядке, предусмотренном для разработки ПЛА.

В ПЛА должны предусматриваться:

¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

¨ схема расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

¨ схема размещения стационарных средств пожаротушения; шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

В оперативной части ПЛА должны быть предусмотрены:

¨ способы (список и схема) оповещения об аварии должностных лиц предприятия, спецподразделений, органов федеральной исполнительной власти и других органов, которые должны быть незамедлительно извещены об аварии (сирена, световая сигнализация, громкоговорящая связь, телефон и др.);

¨ пути выхода людей из опасных мест и участков в зависимости от характера аварии;

¨ действия лиц технического персонала, ответственных за эвакуацию людей и проведение предусмотренных мероприятий;

¨ режим работы вентиляции при возникновении аварии, в том числе включение аварийной вентиляции (при наличии);

¨ необходимость и последовательность выключения электроэнергии, остановки оборудования, аппаратов, перекрытия источников поступления вредных и опасных веществ;

¨ выставление на путях подхода (подъезда) к опасным местам постов для контроля за пропуском в опасную зоны;

¨ способы ликвидации аварий в начальной стадии. Первоочередные действия технического персонала по ликвидации аварий (пожара), предупреждению увеличения их размеров и осложнений. Осуществление мероприятий по предупреждению тяжелых последствий аварий. Порядок взаимодействия с газоспасательными и другими специализированными службами.

Для ликвидации аварий в начальной стадии предусматривают:

¨ при загазованности воздушной среды – способы и средства для прекращения поступления газа, быстрого проветривания загазованной зоны, мероприятия по предупреждению взрыва и загорания газа;

¨ при взрыве газа – способы и средства для прекращения поступления воздуха, мероприятия и средства по тушению пожара;

¨ при пожаре – способы и средства ликвидации пожара, порядок их применения;

¨ при всех авариях – способы локализации, мероприятия по предотвращению тяжелых последствий и осложнений.

ПЛА (или его оперативная часть) должен быть вывешен на видном месте, определенном руководителем объекта (участка). Полные экземпляры ПЛА должны находиться у руководителя (или его заместителя или по производству), в диспетчерской, у газоспасателей, в отделе промышленной безопасности и охраны труда.

Конкретный порядок составления планов локализации (ликвидации) аварий для отдельных производств регламентируется отраслевыми нормативными техническими документами Ростехнадзора. К ним, например, относятся:

Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах;

Инструкция по составлению планов ликвидации аварий и зашиты персонала на предприятиях по хранению и переработке зерна.

3.8.4. Проведение регулярных тренировок
по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию

Обучение работников действиям в аварийных ситуациях (теоретический курс, учебно-тренировочные занятия).

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Поэтому так важно, чтобы они были обучены действиям в аварийной ситуации ДО ТОГО, как она произойдет.

Обучение по ПЛА обязательно входит в Программу всех видов инструктажей на рабочем месте (теоретический курс), знания закрепляются во время учебно-тренировочных занятий (практический курс).

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-тренировочные занятия с записью в Журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

График проведения учебно-тренировочных занятий составляет (совместно с аварийно-спасательными формированиями руководитель структурного подразделения (или по его распоряжению мастер, начальник участка, установки), согласовывает его с отделом промышленной безопасности и охраны труда.

Руководитель структурного подразделения (или его заместитель) обеспечивает отработку действий производственного персонала в соответствии с ПЛА.

Отдел промышленной безопасности и охраны труда контролирует соблюдение графиков проведения учебно-тренировочных занятий и обобщает результаты проведения учебно-тренировочных занятий на ОПО, доводит их до сведения руководства.

Одним из очень важных моментов подготовки к действиям в аварийных ситуациях является всесторонний анализ действий и ошибок персонала во время учебно-тренировочных занятий. На основании этого анализа принимаются корректирующие действия, направленные на повышение безопасности и сохранение жизни и здоровья работников.

Часть 4.
Социальная защита пострадавших на производстве

© 2024 a3-butik.ru -- Бизнес. Идеи. Переработка. Заработок. Выбор ниши. Финансы